В этом колорите художник создает образы богов и типов мерян. Внешний облик коренных жителей края, запечатленный костромскими фотографами XX века, например, «простолюдина» Парфеньева (фото Владимира Варновского), становится основой для поиска образов «соли нашей земли», «наших лиц». Найденные образы стилизуются средствами компьютерной графики, подвергаются обобщению, и тем самым достигается их архетипизация.
Сerne futurum: In to the future through the past! Через прошлое в будущее!
Как ни парадоксально, но в творчестве этнофутуристов за 30 лет его существования практически не создан наглядный образ будущего. Оставаясь за скобками, по умолчанию он подразумевает единение человека с природой, отказ от модернового антропоцентризма и приверженность традиционной природосообразной этике своего народа. Футуристический вопрос о взаимоотношении человека и техники в изобразительном искусстве этнофутуризма не ставился. Хотя в Манифесте 1991 года (Тарту) утверждалось положительное отношение к технологиям, предполагалось осторожное втягивание их в родную культуру, с сохранением системы этнических ценностей. Интернет наивно мыслился как пространство свободного общения финно-угров, как средство укрепления их единства.
Шемава. Черная Мерянская Мать. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2019-2025.
Мерянские этнофутуристы впервые визуализировали проект будущего. Впечатляет «Шемава. Черная Мерянская Мать» Андрея Малышева (2019-2025) — этнофутуристический вариант древнейшей Великой Богини Матери. Этот образ будто возвещает то, о чем говорила античность: «Futura sunt in manibus deorum». («Будущее в руках богов».) Карл Густав Юнг так характеризовал внешний облик этого архетипического образа:
«Живописные или пластические изображения представляют Мать черной или в темно-красных тонах (это ее основные цвета) с первобытным или звериным выражением лица…»(4).
Важна в данном контексте и мысль ученого о том, что будущее рождается из архетипических матриц коллективного бессознательного. Андрей в своей работе точно уловил сущность архетипа. Мерянская Великая Богиня устрашает своим прямым взглядом, рассылающим жесткие пунктирные лучи в мир, который явлен в виде компьютерной платы. В центре ее кокошника Всевидящее Око, очелье соткано из дорожек платы и электрических контактов. Свехэнергетика Богини — результат синергического слияния архаической нуминознозности суровых доисторических времен и невероятных мощностей современных технологий.
Так этнофутуристы-меряне вступают в дискуссию современных футурологов о грядущем времени постчеловека. Второе название этого произведения - «Мерянский трансгуманизм». Но мерянская концепция далека от европейских вариантов трансгуманизма, удерживающих в фокусе внимания, прежде всего, совершенствование физических потребностей и возможностей человека. Андрей Малышев выхватывает из этого дискурса тонкую нить духовного плана - возвращение утерянного достоинства, им обладали в традиционной культуре предки. Оно мыслится как восстановление связи времен, единого природного и этнического континуума, к чему и стремится этнофутуризм изначально. Когда предметом творческого делания в реконструкторских практиках этнофутуризма становится практически исчезнувшее наследие, пространством такого восстановления зачастую выступают электронные ресурсы.
«Мы схватили за руку уже умерший мерянский мир на краю могилы, тянем его обратно, оживляем и оцифровываем, загружаем в сеть, где он уже продолжит жить вечно, по крайней мере, пока существует технологическая человеческая цивилизация. Тем самым мы даем мере второе дыхание»,
- говорит Андрей.(5)
Лось-ангел. Новый мир. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2022.
Он формулирует идею меряфутуризма, «реальности, в которой время реверсивно, в рамках которой мы свободно перемещаемся по своему желанию в любую точку вчера-сегодня-завтра».
И важнейшей мыслью в этой концепции становится то, что в пространстве такого свободного движения есть универсалии, форма которых может меняться, но сущность остается. Это и есть архетипы мышления, так например, каналы для перемещения во времени шаману предоставляет Мировое древо, а современному человеку – техносфера, сеть.
Я есть Посланник и Я есть Послание. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2022.
Постепенно в ряду сетевых богинь возникает целый ряд образов. В 2022 году Андрей создает серию «Меря. ХХII век». Меняется цветовая гамма работ. Она складывается под влиянием эстетики афрофутуризма, сочетающей в себе историю, научную фантастику и фэнтези, а также музыкального направления Synthwave или Retrowave. Сопровождающая их визуальная система, как правило, строится на базовом темном тоне с неоновыми светящимися синим и красным (пурпурным, розовым) цветами. Использование ярких красок дополняется геометрическими формами, сетками, огнями и т.п. Этот колористический строй позволяет задавать космический масштаб темам.
Птица-праматерь и космический челнок. Начало Нового мира.
Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2022.
Андрей отчасти уже использовал эту систему в ранней серии «Мерянский этнофутуризм» (2011), теперь она стала основополагающей и последовательной в изобразительном решении образов мерянского будущего. В новой серии просматривается самостоятельный нарратив начала Нового мира, повествование с многообещающим потенциалом. Замечательными образами, наглядно воплощающими реверсивную реальность меряфутуризма, являются Птица-праматерь, которая одновременно есть космический челнок, космические наставники Шордо воймак (Лось-ангел) и Водыш Волгаш (Дух света). Так преодолевается несовместимость трансгуманистического прагматического рационализма и мифа с его одухотворенным магическим восприятием.
Мерянская нейросеть. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2023.
И будто бы вслед этому выводу беззаботно-иронично улыбается Дева-Богиня, шумя коньковыми подвесками и отпугивая духов-недоброжелатей, на картине «Мерянская нейросеть» (2023) Валентина Константинова. Эта сеть незрячая, ее глаза – это созданные художником неомерянки будущего физического мира.
Рraesens rege! Управляй настоящим!
Настоящее – это мгновение между прошлым и будущим. Оно ускользает, и даже как бы не существует. В работах мерянских художников оно встречается нам то в связи с прошлым, то в связи с будущим согласно реверсивному движению времени меряфутуризма. Настоящее может оборачиваться вневременным, извечным в архетипах коллективного бессознательного!
Прошлогодняя клюква. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2022.
Невозможно обойти стороной высокую степень поэтически-анимистического начала Валентина Константинова в интерпретации окружающей действительности. Его тонкие наблюдения за природными явлениями порождают богатство эмоциональных состояний, выливаются в красоту колористических решений. Достаточно, например, сравнить, образы сухой травы под глубоким снегом и весной. Устойчивой метафорой настроения природы выступает в работах Валентина архетипический образ Девы, связанный не столько с возрастом, сколько с духовной целомудренностью. Именно потому он не тронут признаками увядания и старения в произведениях, даже если это «Прошлогодняя клюква» (2022) или «Телеш кулема (зимняя смерть)» (2022).
Телеш кулема. Зимняя погибель (смерть). Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2023.
Разнохарактерны и прекрасны реки и речушки, города и городки родной земли, глядящие на зрителя широко посаженными девичьими глазами. Художник выработал свой типаж мерянской Девы, он варьирует его черты во множестве работ. По сути, эта Дева является архетипом анимы, бессознательной душой художника. Удивительно поэтичны и названия работ: «Сто осколков весеннего неба», «Забытая мерянская песня», «Утки не летят на юг, не летят на север. Они остаются в Меряме» и др. Эти работы искрятся радостью и непосредственностью. Силой света и верой в непобедимость жизни дышит образ идущей в мир маленькой мерянской девчушки-веснянки («Первые лучи весеннего солнца», 2023).
Первые лучи весеннего солнца. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2023.
Хотя неомерянам не чуждо критическое видение проблем сегодняшнего дня (В. Константинов «Клязьма-река», 2017; А. Малышев «От столицы удельного княжества к мухосранску. Гоп-стоп-арт-футуризм.» 2017), им все же присущ светлый оптимистичный взгляд на действительность, чувство юмора пронизывает их реверсивные аллюзии и аналогии. Например, за массовым увлечением кока-колой Валентин открывает мерянское имя/прозвище «Солнечная крестная» или даже «Тетя Мышь».
Неомерянка. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2022.
В настоящее время художники осваивают новые выразительные средства – художественные возможности нейросетей. Неомерянка Валентина Констанинова словно обрела плоть и стала фотоперсонажем, запечатленным на улицах современного города, Андрей работает над серией «Мерянские сны», сопровождая их различными историями.
Ёлс, лесной пастырь. (Мерянские сны). Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2024.
Интерес к древним истокам русской культуры, породили многоплановую исследовательскую и реконструкторскую деятельность неомерян. Сегодня на их сайтах «Мифология мери» (
https://vk.com/finno_ugric_mythology), «Мерянский Этнофутуризм» (
https://vk.com/ethnofuturism), «Андрей Мерянин» (
https://merjanin.blogspot.com) можно найти научные и справочные материалы по различным аспектам истории и культуры древних насельников Центральной России, в частности, труды по реконструкции мерянского языка «Мерянский Язык / Merjan Kyl» (
https://vk.com/meranjelma). Реконструкторство имело место в деятельности этнофутуристов с самого возникновения движения, достаточно вспомнить проект возрождения ливского языка общества Костаби в Эстонии в конце 1980-х. У неомерян оно приняло всестороннюю систематическую направленность.
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2024.
Главным «мотором» и идеологом мерянского движения является Андрей Малышев-Мерянин, провозгласивший «битву за Будущее методами этно-археологии Смыслов». Ее ядром выступает не только изучение академической истории или археологии мерянского прошлого, но исследование «Священного пространства Смыслов, Имён и Слов», зафиксированных в непосредственном геопространстве исчезнувшего этноса, где «Духи и Боги были благосклонны к своему народу». Отсюда – экспедиции, акции и перформансы неомерян.
Одна из насущных проблем людей нашего времени – потребность в прочных основаниях идентичности, социальной, культурной, этнической, утолить экзистенциальную жажду по своей нераздельной причастности к миру и природе, преодолеть чувство отчуждения. Творческие личности особенно остро ощущают эти устремления человечества, и каждый решает ее в своем жизненном пространстве. Андрей Мерянин, на наш взгляд, очень точно выразил эту актуальную для русской культуры задачу:
«Мне видится, что осознание своих финно-угорских корней наряду с славянскими и балтскими позволит нашему народу наконец-то почувствовать себя не пришельцами со степного Юга, или болотистого Запада, но исконными хозяевами своей Земли и обрести наконец Духовную Целостность.»(6)
Предки летят. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2021
Автор: Колчева Эльвира Мазитовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», доцент кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
Источники:
4 - Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. 2004, с. 180
Комментарии
Отправить комментарий