Мерянский Этнофутуризм. Через прошлое в будущее. Эльвира Колчева.


Рассвет. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2014.

Corrige praetertum, praesens rege, cerne futurum.
Анализируй прошлое, управляй настоящим, прозревай будущее.

Мерянский этнофутуризм – своеобразное течение в этнофутуризме, появившееся во втором десятилетии XXI века. Оно достаточно позднее по сравнению с самим движением, которое возникло на рубеже 1980-1990-х, и отражает уже особенности зрелого этапа развития этнофутуризма, отличающееся многоообразием идей, в одних регионах движение угасает, в других переходит в новые форматы. Меряне привнесли в него свою проблематику и соответствующие формы деятельности.

Новизна этого направления оказалась не просто в постановке проблемы будущего русской культуры и сохранения ее традиционного прошлого в сложившемся в Новое время виде, а в обращении к самым ее истокам, в средневековье, к реконструкции разноэтнических элементов, которые сплавились со временем в могучий и яркий феномен – русский этнос. 

Перформанс в честь Дня России 12 июня 2013 года.

В качестве своеобразной декларации группы мерянских этнофутуристов можно рассматривать перформанс в честь Дня России 12 июня 2013 г., в котором участники акции символическими масками духов-предков репрезентовали древние племена славян и финно-угров, проживавших тысячу лет назад на европейской территории нашей страны.

Художественное творчество неомерян сопряжено с глубокими размышлениями, Визуальное творчество сопровождается публицистикой и философскими заметками, поэтическими сочинениями Дениса Осокина, которые на мерянский язык переводит Андрей Малышев-Мерянин. Необходимо отметить, что творчество Дениса Осокина, фильмы Алексея 

Федорченко, снятые по его произведениям, особенно поспособствовали появлению движения мерянского этнофутуризма.


Видение мерянскому кудеснику (Видение у Синь Камня)
Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2010-2025.

Corrige praetertum! Анализируй прошлое!

Ряд ранних произведений мерянского этнофутуризма выглядят вполне в духе программ, провозглашенных на заре зарождения движения: соединение древнего финно-угорского мышления с достижениями человеческой цивилизации. Это интеллектуальная игра современными художественными средствами с древними символами, их стилизация, цитирование, введение в контекст сегодняшней культурной проблематики. 

Птица-Мать и Небесные кони. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2014-2025.

Андрей Малышев (Анди Мерӓн) — художник компьютерной графики.

Его работы представляют собой электронные коллажи с использованием фотографий, изображений археологических артефактов, орнаментов, древних знаков и т.п. Так, серия «Старая Вичуга» (2011) представляет этнические типажи, взятые со старинных фотографий, заключенные в круглые обрамления зигзагообразного орнамента, они словно проявляют характерные следы финно-угорского прошлого. «Марийская серия» (2014) и одна из первых серий «Мерянский космос» (2010) опираются на мифологию и средневековое наследие народа мари, как известно, одного из ближайших «родственников» исчезнувшего народа меря.

Шнуй кайык. Священная птица. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2013.

Археологические находки финского археолога и этнографа Хенрика Рейнхольда Аспелина (1842–1915), собранные ученым от Северного моря до Средней Волги и от Балтийского моря до Западной Сибири и опубликованные в атласе «Antiquites du Nord Finno-ougrien» («Древности финно-угорского Севера»), легли в основу серии «Этнофутуристический Аспелин» (2016). В ней художник подчеркивает «тождество мироощущения, мифологических, изобразительных и художественных форм» племен, населявших эти территории.(1) Он ставит своей задачей в этой серии проявить их культурные коды, которые действуют и поныне, питая русскую культуру.


Тамбов. Этнофутуристический Аспелин. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2016.

Этнофутурист-мерянин Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи) раскрывает связь русской культуры с финно-угорской древностью посредством графики и живописи.

Он идет художественным путем, тесно связанным с эпохой стиля ар-нуво рубежа XIX-XX вв. 

Унорож. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2018.

Узнаются аллюзии к русскому и финскому вариантам модерна, синтезируясь у художника в его неомерянский стиль. Преемственность угадывается, прежде всего, в приглушенном колорите и выразительности графических линий. Такая историческая апелляция вполне логична, поскольку именно тогда впервые этим двум культурам удалось найти актуальные формы выражения духа своих народов. 

Подводные стада Мологи. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2023.

Серия «Молога» (2023) стала метафорой «затопленного» финно-угорского прошлого русской культуры. Художник так выражает свои ассоциации в связи с исчезнувшим русским городом: 
«Это прекрасный образ мерянской России, которая осталась лишь под толстым слоем «воды» непонимания и апатии. И что-то в глубине души заставляет нас смотреть эту зелёную мглу и угадывать образы нашего финно-угорского прошлого».(2) 
Тема этого города особенно значима для Валентина, поскольку это родина его мерянских предков, перебравшихся со временем в Санкт-Петербург. Образ подводной Мологи становится для художника символическим каналом для выражения его личных переживаний, голосом его индивидуального бессознательного. Это очень примечательно. Ранее нам уже приходилось писать, что в изобразительном искусстве этнофутуризма при всей его стилистической пестроте, есть два основных метода или способа высказывания: от частного к общему, т.е. от личного к этническому и, наоборот, от общего к частному, т.е. от этнического к личному. Сливаясь в едином изобразительном знаке, эти два подхода создают полноту этнокультурной рефлексии, а  произведение приобретает особую эмоциональную и символическую сгущенность. То же самое можно сказать и о серии Константина «Молога». Ее отличает особый зеленоватый колорит.


Авраамий Чухломской и Галичский. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2017.

В наивной примитивистской стилистике созданы образы христианских святых, в том числе меря по происхождению, Леонтия Ростовского, Павла Обнорского, Авраамия Галичского. В творчестве Валентина можно найти темы других этносов, как исчезнувших, так и существующих поныне: кревинов, марийцев и др.


Пробуждение Сампсы Пеллервойнена. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2022.

Интересен опыт Валентина в создании, как определяет он сам, «мерянского археофутуристического эпоса (каким он мог бы быть)» с красивым и загадочным названием «Анка линд» («Утка», по версии автора она - создательница земли) на основе обрывочных фольклорных источников народа меря (2016) (3).


Медвежья свадьба (Анка-линд). Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2019.

В целом оба художника создают синкретичный божественный пантеон, представляя «мерянское народное христанство». Он включает авторски осмысленные образы христианских персонажей, библейские сюжеты, а также мотивы финно-угорской мифологии и местных традиционных верований. 


Ефим Честняков. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2019.

Под влиянием своих выдающихся земляков, таких как русский художник и писатель Е.В.Честняков (1874-1961), художник-археолог, руководитель издания «Древности Российского государства» Ф.Г.Солнцев (1801–1892)  у художников сложилась своя стилистика «мерянских икон». 


Революционная Алхимия. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2013 год.

«Nigredo! Albedo! Rubedo!»  Черный! Белый! Красный!»

У Андрея Малышева несколько серий создано в колорите черного-белого-красного. Эта триада составляет древнейшее архаическое цветовое сочетание. Автор актуализирует его, присваивая ему новые смыслы. Обращаясь к алхимической символике этих трех цветов, он обосновывает идею Великого делания совершенного мира и обновленного русского человека. Он формулирует лозунг «Nigredo! Albedo! Rubedo!» («Черное! Белое! Красное!»), который подразумевает трансформацию культурного наследия через фазы разложения (нигредо), возрождения (альбедо) и окончательного совершенства (рубедо). Это звучит практически как антитеза модерновому «Libertе, Egalite, Fraternite!», словно возвещая приход новой эры – эры этнофутуризма!

Революциён Воймак / Ангелы Революции. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2016-2025.

В этом колорите художник создает образы богов и типов мерян. Внешний облик коренных жителей края, запечатленный костромскими фотографами XX века, например, «простолюдина» Парфеньева (фото Владимира Варновского), становится основой для поиска образов «соли нашей земли», «наших лиц». Найденные образы стилизуются средствами компьютерной графики, подвергаются обобщению, и тем самым достигается их архетипизация. 


Юмал, Ёлс и Первый человек. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2022.

Художник словно говорит нам, что потенция к человеческому совершенству заложена в этих лицах и характерах. В галерею включены также знаковые для мерянского пространства личности, зачастую противоположные по своей роли в истории русской культуры, такие как, например, В.Ленин и религиозный философ В.Розанов  и др. 


Ангел из Вохмы. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2021.

Сerne futurum: In to the future through the past! Через прошлое в будущее!

Как ни парадоксально, но в творчестве этнофутуристов за 30 лет его существования практически не создан наглядный образ будущего. Оставаясь за скобками, по умолчанию он подразумевает единение человека с природой, отказ от модернового антропоцентризма и приверженность традиционной природосообразной этике своего народа. Футуристический вопрос о взаимоотношении человека и техники в изобразительном искусстве этнофутуризма не ставился. Хотя в Манифесте 1991 года (Тарту) утверждалось положительное отношение к технологиям, предполагалось осторожное втягивание их в родную культуру, с сохранением системы этнических ценностей. Интернет наивно мыслился как пространство свободного общения финно-угров, как средство укрепления их единства. 


Шемава. Черная Мерянская Мать. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2019-2025.

Мерянские этнофутуристы впервые визуализировали проект будущего. Впечатляет «Шемава. Черная Мерянская Мать» Андрея Малышева (2019-2025) — этнофутуристический вариант древнейшей Великой Богини Матери. Этот образ будто возвещает то, о чем говорила античность: «Futura sunt in manibus deorum». («Будущее в руках богов».) Карл Густав Юнг так характеризовал внешний облик этого архетипического образа: 
«Живописные или пластические изображения представляют Мать черной или в темно-красных тонах (это ее основные цвета) с первобытным или звериным выражением лица…»(4). 
Важна в данном контексте и мысль ученого о том, что будущее рождается из архетипических матриц коллективного бессознательного. Андрей в своей работе точно уловил сущность архетипа. Мерянская Великая Богиня устрашает своим прямым взглядом, рассылающим жесткие пунктирные лучи в мир, который явлен в виде компьютерной платы. В центре ее кокошника Всевидящее Око, очелье соткано из дорожек платы и электрических контактов. Свехэнергетика Богини — результат синергического слияния архаической нуминознозности суровых доисторических времен и невероятных мощностей современных технологий. 

Так этнофутуристы-меряне вступают в дискуссию современных футурологов о грядущем времени постчеловека. Второе название этого произведения - «Мерянский трансгуманизм». Но мерянская концепция далека от европейских вариантов трансгуманизма, удерживающих в фокусе внимания, прежде всего, совершенствование физических потребностей и возможностей человека. Андрей Малышев выхватывает из этого дискурса тонкую нить духовного плана - возвращение утерянного достоинства, им обладали в традиционной культуре предки. Оно мыслится как восстановление связи времен, единого природного и этнического континуума, к чему и стремится этнофутуризм изначально. Когда предметом творческого делания в реконструкторских практиках этнофутуризма становится практически исчезнувшее наследие, пространством такого восстановления зачастую выступают электронные ресурсы. 
«Мы схватили за руку уже умерший мерянский мир на краю могилы, тянем его обратно, оживляем и оцифровываем, загружаем в сеть, где он уже продолжит жить вечно, по крайней мере, пока существует технологическая человеческая цивилизация. Тем самым мы даем мере второе дыхание», 
- говорит Андрей.(5)


Лось-ангел. Новый мир. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2022.

Он формулирует идею меряфутуризма, «реальности, в которой время реверсивно, в рамках которой мы свободно перемещаемся по своему желанию в любую точку вчера-сегодня-завтра». 

И важнейшей  мыслью в этой концепции становится то, что в пространстве такого свободного движения есть универсалии, форма которых может меняться, но сущность остается. Это и есть архетипы мышления, так например, каналы для перемещения во времени шаману предоставляет Мировое древо, а современному человеку – техносфера, сеть. 

Я есть Посланник и Я есть Послание. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2022.

Постепенно в ряду сетевых богинь возникает целый ряд образов. В 2022 году Андрей создает серию «Меря. ХХII век». Меняется цветовая гамма работ. Она складывается под влиянием эстетики афрофутуризма, сочетающей в себе историю, научную фантастику и фэнтези, а также музыкального направления Synthwave или Retrowave. Сопровождающая их визуальная система, как правило, строится на базовом темном тоне с неоновыми светящимися синим и красным (пурпурным, розовым) цветами. Использование ярких красок дополняется геометрическими формами, сетками, огнями и т.п. Этот колористический строй позволяет задавать космический масштаб темам. 


Птица-праматерь и космический челнок. Начало Нового мира.
Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2022.

Андрей отчасти уже использовал эту систему в ранней серии «Мерянский этнофутуризм» (2011), теперь она стала основополагающей и последовательной в изобразительном решении образов мерянского будущего. В новой серии просматривается самостоятельный нарратив начала Нового мира, повествование с многообещающим потенциалом. Замечательными образами, наглядно воплощающими реверсивную реальность меряфутуризма, являются Птица-праматерь, которая одновременно есть космический челнок, космические наставники Шордо воймак (Лось-ангел) и Водыш Волгаш (Дух света). Так преодолевается несовместимость трансгуманистического прагматического рационализма и мифа с его одухотворенным магическим восприятием.


Мерянская нейросеть. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2023.

И будто бы вслед этому выводу беззаботно-иронично улыбается Дева-Богиня, шумя коньковыми подвесками и отпугивая духов-недоброжелатей, на картине «Мерянская нейросеть» (2023) Валентина Константинова. Эта сеть незрячая, ее глаза – это созданные художником неомерянки будущего физического мира. 

Рraesens rege! Управляй настоящим!

Настоящее – это мгновение между прошлым и будущим. Оно ускользает, и даже как бы не существует. В работах мерянских художников оно встречается нам то в связи с прошлым, то в связи с будущим согласно реверсивному движению времени меряфутуризма. Настоящее может оборачиваться вневременным, извечным в архетипах коллективного бессознательного!  


Прошлогодняя клюква. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2022.

Невозможно обойти стороной высокую степень поэтически-анимистического начала Валентина Константинова в интерпретации окружающей действительности. Его тонкие наблюдения за природными явлениями порождают богатство эмоциональных состояний, выливаются в красоту колористических решений. Достаточно, например, сравнить, образы сухой травы под глубоким снегом и весной. Устойчивой метафорой настроения природы выступает в работах Валентина архетипический образ Девы, связанный не столько с возрастом, сколько с духовной целомудренностью. Именно потому он не тронут признаками увядания и старения в произведениях, даже если это «Прошлогодняя клюква» (2022) или «Телеш кулема (зимняя смерть)» (2022). 


Телеш кулема. Зимняя погибель (смерть). Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2023.

Разнохарактерны и прекрасны реки и речушки, города и городки родной земли, глядящие на зрителя широко посаженными девичьими глазами. Художник выработал свой типаж мерянской Девы, он варьирует его черты во множестве работ. По сути, эта Дева является архетипом анимы, бессознательной душой художника. Удивительно поэтичны и названия работ: «Сто осколков весеннего неба», «Забытая мерянская песня», «Утки не летят на юг, не летят на север. Они остаются в Меряме» и др. Эти работы искрятся радостью и непосредственностью. Силой света и верой в непобедимость жизни дышит образ идущей в мир маленькой мерянской девчушки-веснянки («Первые лучи весеннего солнца», 2023). 


Первые лучи весеннего солнца. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2023.

Хотя неомерянам не чуждо критическое видение проблем сегодняшнего дня (В. Константинов «Клязьма-река», 2017; А. Малышев «От столицы удельного княжества к мухосранску. Гоп-стоп-арт-футуризм.» 2017), им все же присущ светлый оптимистичный взгляд на действительность, чувство юмора пронизывает их реверсивные аллюзии и аналогии. Например, за массовым увлечением кока-колой Валентин открывает мерянское имя/прозвище «Солнечная крестная» или даже «Тетя Мышь». 


Неомерянка. Валентин Константинов (Вӓлкӓ Кыстинчи). 2022.

В настоящее время художники осваивают новые выразительные средства – художественные возможности нейросетей. Неомерянка Валентина Констанинова словно обрела плоть и стала фотоперсонажем, запечатленным на улицах современного города,  Андрей работает над серией «Мерянские сны», сопровождая их различными историями. 


Ёлс, лесной пастырь. (Мерянские сны). Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2024.

Интерес к древним истокам русской культуры, породили многоплановую исследовательскую и реконструкторскую деятельность неомерян. Сегодня на их сайтах «Мифология мери» (https://vk.com/finno_ugric_mythology), «Мерянский Этнофутуризм» (https://vk.com/ethnofuturism), «Андрей Мерянин» (https://merjanin.blogspot.com) можно найти научные и справочные материалы по различным аспектам истории и культуры древних насельников Центральной России, в частности, труды по реконструкции мерянского языка «Мерянский Язык / Merjan Kyl» (https://vk.com/meranjelma). Реконструкторство имело место в деятельности этнофутуристов с самого возникновения движения, достаточно вспомнить проект возрождения ливского языка общества Костаби в Эстонии в конце 1980-х. У неомерян оно приняло всестороннюю систематическую направленность. 


Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2024.

Главным «мотором» и идеологом мерянского движения является Андрей Малышев-Мерянин, провозгласивший «битву за Будущее методами этно-археологии Смыслов». Ее ядром выступает не только изучение академической истории или археологии мерянского прошлого, но исследование «Священного пространства Смыслов, Имён и Слов», зафиксированных в непосредственном геопространстве исчезнувшего этноса, где «Духи и Боги были благосклонны к своему народу». Отсюда – экспедиции, акции и перформансы неомерян.

Одна из насущных проблем людей нашего времени – потребность в прочных основаниях идентичности, социальной, культурной, этнической, утолить экзистенциальную жажду по своей нераздельной причастности к миру и природе, преодолеть чувство отчуждения. Творческие личности особенно остро ощущают эти устремления человечества, и каждый решает ее в своем жизненном  пространстве. Андрей Мерянин, на наш взгляд, очень точно выразил эту актуальную для русской культуры задачу: 
«Мне видится, что осознание своих финно-угорских корней наряду с славянскими и балтскими позволит нашему народу наконец-то почувствовать себя не пришельцами со степного Юга, или болотистого Запада, но исконными хозяевами своей Земли и обрести наконец Духовную Целостность.»(6) 
Предки летят. Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2021



Автор: Колчева Эльвира Мазитовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», доцент кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».

Источники:

1 - «Этнофутуристический Аспелин. Древности финно-угорского Севера» http://finugor.ru/news/etnofuturizm-odno-iz-perspektivnyh-napravleniy-v-sovremennom-finno-ugorskom-iskusstve  
2 - Валентин Константинов (ВК) https://vk.com/wall54284151_30411 
3 - Художник Валентин Константинов: Православие - это древняя и живая традиция мери http://finugor.ru/news/hudozhnik-valentin-konstantinov-pravoslavie-eto-drevnyaya-i-zhivaya-tradiciya-meri 
4 - Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. 2004, с. 180
5 - Meryan Transhumanism. Черная Мерянская Мать. https://merjanin.blogspot.com/2025/11/meryan-transhumanism.html
6 - Андю Мерянь. Я называю себя этнофутуристом. https://merjanin.livejournal.com/29665.html


Комментарии